Современные педагогические технологии

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве».

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии. 
  • Технологии проектной деятельности. 
  • Технологии исследовательской деятельности. Информационно-коммуникационные технологии. Личностно ориентированные технологии. 
  • Технология портфолио. 
  • Социоигровые технологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 

ЗАДАЧА: Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; Увеличение резервов здоровья.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Дыхательная;
  • Артикуляционная;
  • Музыкально-дыхательные тренинги;
  • Динамические паузы;
  • Релаксация;
  • Арттерапия, сказкотерапия;
  • Двигательная терапия, музыкотерапия;
  • Цвето-, звукотерапия, песочная терапия. 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

ЗАДАЧА: Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • Работа в группах, парах;
  • Беседы, дискуссии;
  • Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения. 

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

ЗАДАЧА: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия. 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 

ЗАДАЧИ:

  • Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
  • Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер;
  • Легкость для самостоятельных занятий детей;
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;
  •  Возрастное соответствие;
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти;
  • Говорящие словари иностранных языков;
  • Простейшие графические редакторы;
  • Игры-путешествия;
  • Обучение чтению, математике;
  •  Использование мультимедийных презентаций.

Преимущества компьютера:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  •  Недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. 

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗАДАЧИ:

  • Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:  

  • Игры, спортивные досуги, НОД;
  • Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.

 ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.

 ЗАДАЧИ: Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности; Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

  • Общие сведения о педагоге. 
  • Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Предметно-развивающая среда. 
  • Работа с родителями. 

СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ЗАДАЧИ:

  • Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения.
  • Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
  • Решение задач «социального» закаливания.
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

  • Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться.
  • Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Тренинги, самопрезентации.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. 

Литература: Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10. Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. Основные термины (генерируются автоматически): 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie