Современные педагогические технологии
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве».
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии проектной деятельности.
- Технологии исследовательской деятельности. Информационно-коммуникационные технологии. Личностно ориентированные технологии.
- Технология портфолио.
- Социоигровые технологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧА: Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; Увеличение резервов здоровья.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Дыхательная;
- Артикуляционная;
- Музыкально-дыхательные тренинги;
- Динамические паузы;
- Релаксация;
- Арттерапия, сказкотерапия;
- Двигательная терапия, музыкотерапия;
- Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ЗАДАЧА: Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Работа в группах, парах;
- Беседы, дискуссии;
- Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧА: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
- Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
- Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Особенности использования ИКТ.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер;
- Легкость для самостоятельных занятий детей;
- Развитие широкого спектра навыков и представлений;
- Возрастное соответствие;
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти;
- Говорящие словари иностранных языков;
- Простейшие графические редакторы;
- Игры-путешествия;
- Обучение чтению, математике;
- Использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- Обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога;
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- Бесплановость, случайность применения ИКТ;
- Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
- Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Игры, спортивные досуги, НОД;
- Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.
ЗАДАЧИ: Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности; Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
- Общие сведения о педагоге.
- Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Предметно-развивающая среда.
- Работа с родителями.
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ЗАДАЧИ:
- Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
- Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения.
- Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
- Решение задач «социального» закаливания.
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться.
- Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Тренинги, самопрезентации.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Литература: Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10. Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. Основные термины (генерируются автоматически):