Логопедический проект «Самые классные — гласные»






Логопедический проект «Самые классные — гласные»
Автор проекта: учитель – логопед М.В.Берлинг
Тип проекта: Информационно – творческий
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: Учитель – логопед, воспитанники старшей группы, родители.
Проблема Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в коррекционной группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование
навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Начинаем мы с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т. к. гласные придают речи четкую
дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в
слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия).
В подготовительной группе я веду подготовку к обучению грамоте, и когда мы
начинаем изучать звуки у детей появляются вопросы «чем отличаются звук и буква?; как
отличить гласную от согласной, ведь некоторые согласные тоже можно петь
(например «с», «ш») - у согласных на пути встречаются преграды, когда их произносим.
Как научить ребенка отличать гласные и согласные, правильно определять позицию
звука в слове, развивать фонематический слух? Ответы на эти вопросы мы искали, работая над проектом «Самые классные – гласные»
Актуальность
Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в
слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые) определение места звука в слове.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово,
ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Цель проекта:
Развивать устойчивый познавательный интерес.
Создавать условия для расширения представления о гласных звуках.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.
Задачи:
1. Закрепить знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.
3. Развивать мелкую моторику и познавательные способности, творческое воображение, мышление.
4. Закрепить зрительные образы гласных букв.
5. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».
6. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
7. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт
педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
Предполагаемый результат проекта:
Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка
правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному
обучению.
Перспективный план реализации проекта:
1.Этап: (подготовительный).
Задачи. Мероприятия.
1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.
2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта.
3. Составление плана основного этапа
2.Этап: Практический
Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:
С детьми:
- конкурс рисунков « Оживим гласные» - (на что похожи?)
- чтение «Сказки о живых звуках»;
- учебная презентация «Самые классные гласные»;
- Проведение дидактических игр:
«Интересные гласные» Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов:-с опорой на картинку; -на слух. «Подбери домик» Цель: определение позиции гласного звука-подг.гр.;
«Узнай что звучит» Цель: различение неречевых звуков- старш.гр.; «Певцы» Цель: развитие речевого дыхания и голоса; «Кораблики »Цель: закрепить умение делить слова на слоги;
«Магазин» Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки;
- пропевание гласных звуков с движениями,
- пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания,
- игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития
плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвое.
Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей
графо - моторных навыков.
Работа с родителями:
Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций
логопеда.
Буклет для родителей «Играем - фонематический слух развиваем»
Продукт проекта:
Конкурс «Рисуем гласные», с активным участием родителей.
Фотоотчет о проделанной работе
В работе над проектом «Самые классные – гласные», одной из главных педагогических задач стало превращение проекта в серию занимательных и увлекательных мероприятий. Особой популярностью у дошкольников пользовались различные виды творческой деятельности в виде творческих мастерских. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво,опосредованно развивать фонематический слух дошкольников