Мониторинг качества дошкольного образования
МКДО-2022
Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
Рособрнадзор разработал систему мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации, соответствующую требованиям Закона об образовании и ФГОС ДО и позволяющую учесть особенности реализации дошкольного образования в субъектах РФ.
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.
ЦЕЛИ МКДО
- МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
- МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.
- МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.
ЗАДАЧИ МКДО
МКДО призван решить следующие задачи:
- определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
- определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;
- обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование базы надежных данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;
- обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и образовательной деятельности, в качестве основы для развития дошкольного образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;
- обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.
ПРИНЦИПЫ МКДО
- Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
- Ориентация на поддержку разнообразия детства.
- Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
- Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
- Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
- Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
- Ориентация на непрерывное совершенствование.
- Ориентация на открытость и консенсус.
ОБЪЕКТЫ МКДО
- группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
- система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА МКДО
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
- Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
При реализации мониторинга в субъектах РФ может быть добавлена «Область качества 10. Реализация регионального компонента дошкольного образования». Показатели и индикаторы данной области качества могут отражать региональные особенности реализации дошкольного образования.
УРОВЕНЬ 1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ГРУПП ДОО
Область качества |
Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры |
1.1. Ориентиры образовательной деятельности |
1.2. Понимание ребенка |
|
2. Образовательная программа |
2.1. Основная образовательная программа ДО (включая часть, формируемую участниками образовательных отношений) |
2.2. Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с ОВЗ |
|
2.3. Образовательные программы ДОО |
|
2.4. Адаптированные образовательные программы ДОО |
|
3. Содержание образовательной деятельности |
3.1. Социально-коммуникативное развитие |
3.1.1. Эмоциональное развитие |
|
3.1.2. Социальное развитие |
|
3.1.3. Развитие коммуникативных способностей и активности |
|
3.1.4. Формирование основ безопасного поведения |
|
3.2. Познавательное развитие |
|
3.2.1. Развитие познавательных интересов, любознательности и активности |
|
3.2.2. Развитие воображения и творческой активности |
|
3.2.3. Формирование математических представлений |
|
3.2.4. Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии |
|
3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история, традиции и праздники |
|
3.3. Речевое развитие |
|
3.3.1. Развитие речевого слуха |
|
3.3.2. Обогащение словарного запаса |
|
3.3.3. Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности |
|
3.3.4. Развитие культуры устной речи и речевая активность |
|
3.3.5. Освоение письменной речи |
|
3.3.6. Знакомство с литературой и фольклором |
|
3.3.7. Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде |
|
3.4. Художественно-эстетическое развитие |
|
3.4.1. Эстетическое воспитание |
|
3.4.2. Знакомство с миром искусства |
|
3.4.3. Изобразительное творчество |
|
3.4.4. Музыка и музыкальное творчество |
|
3.4.5. Художественное конструирование и моделирование |
|
3.4.6. Театрально-словесное творчество |
|
3.5. Физическое развитие |
|
3.5.1. Здоровый образ жизни |
|
3.5.2. Развитие представлений о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений |
|
3.5.3. Движение и двигательная активность |
|
3.5.4. Подвижные игры, физкультура и спорт |
|
4. Образовательный процесс |
4.1. Поддержка инициативы детей |
4.2. Особенности реализации воспитательного процесса |
|
4.3. Игра |
|
4.4. Проектно-тематическая деятельность |
|
4.5. Исследовательская деятельность и экспериментирование |
|
4.6. Строительство и конструирование |
|
4.7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
|
4.8. Использование информационных технологий |
|
4.9. Структурирование образовательного процесса |
|
4.10. Индивидуализация образовательного процесса |
|
5. Образовательные условия |
5.1. Кадровые условия. Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы |
5.1.1. Профессиональная квалификация педагогов |
|
5.1.2. Профессиональное развитие педагогов |
|
5.1.3. Совершенствование педагогической работы |
|
5.2. Кадровые условия. Рабочая нагрузка и условия труда |
|
5.2.1. Рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов) |
|
5.2.2. Система оплаты труда педагогов группы |
|
5.3. Материально-техническое обеспечение |
|
5.3.1. Предметно-пространственная среда помещения, доступная воспитанникам группы |
|
5.3.2. Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы |
|
5.4. Информационное обеспечение |
|
5.4.1. Учебно-методическое обеспечение |
|
5.4.2. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями |
|
6. Условия получения дошкольного образова- ния лицами с ограничен- ными возможностями здоровья и инвалидами |
6.1. Организация образования детей с ОВЗ в группе |
6.2. Инклюзия в группе |
|
6.3. Работа с детьми-инвалидами |
|
7. Взаимодействие с родителями |
7.1. Участие родителей в образовательной деятельности |
7.2. Удовлетворенность родителей |
|
7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье |
|
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход |
8.1. Здоровье и повседневный уход |
8.1.1. Состояние здоровья воспитанников |
|
8.1.2. Санитарно-гигиенические условия |
|
8.1.3. Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков |
|
8.1.4. Усилия по сохранению и укреплению здоровья |
|
8.1.5. Качество питания |
|
8.1.6. Организация процесса питания |
|
8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон |
|
8.2. Безопасность |
|
8.2.1. Безопасность группового помещения |
|
8.2.2. Безопасность территории для прогулок на свежем воздухе |
|
8.2.3. Регулярные действия по обеспечению безопасности в группе |
|
9. Управление и развитие |
9.1. Планирование и организация работы в группе |
9.2. Мониторинг, измерения, анализ в группе |
|
9.3. Совершенствование образовательной деятельности в группе |
|
10. Реализация регионального компонента дошкольного образования |
Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования Устанавливается по усмотрению органа исполнительной власти субьекта РФ |
УРОВЕНЬ 2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ДОО В ЦЕЛОМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
Область качества |
Показатели качества |
1. Образовательные ориентиры |
1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОО |
1.4. Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО |
|
5. Образовательные условия |
5.1. Кадровые условия в ДОО |
5.1.4. Кадровое обеспечение. Квалификация педагогических работников ДОО |
|
5.1.5. Организация профессионального развития педагогических работников ДОО |
|
5.1.6. Совершенствование педагогической работы. Предоставление обратной связи, консультационное и учебно-методическое сопровождение |
|
5.1.7. Кадровое обеспечение реализации административных, учебно- вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО |
|
5.3. Материально-техническое обеспечение |
|
5.3.3. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств) |
|
5.3.4. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная работникам ДОО |
|
5.4. Информационное обеспечение |
|
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение ДОО |
|
5.4.4. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями в ДОО |
|
5.4.5. Информационные технологии в ДОО |
|
5.5. Финансовые условия |
|
5.5.1. Финансирование реализации образовательных программ ДОО |
|
5.5.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу |
|
6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
6.4. Доступность услуг для инвалидов |
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход |
8.1. Здоровье и повседневный уход |
8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОО |
|
8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОО |
|
8.2. Безопасность |
|
8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОО (внегруппового) |
|
8.2.5. Безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе |
|
8.2.6. Регулярные действия по обеспечению безопасности в ДОО |
|
8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями |
|
9. Управление и развитие |
9.4. Документирование образовательной деятельности ДОО |
9.5. Управление организационными процессами ДОО |
|
9.6. Управление качеством дошкольного образования в ДОО |
|
9.7. Управление персоналом ДОО |
|
9.8. Программа развития ДОО |
|
10. Реализация регионального компонента дошкольного образования |
Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования |
Структура управления
Управление МБДОУ № 112 «Сибирячок» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В МБДОУ № 112 «Сибирячок» действуют следующие нормативно-правовые документы и локальные акты, с помощью которых регламентируется структура управления коллективом:
- Устав
- Лицензия
- Договор между МБДОУ № 112 «Сибирячок» и родителями.
- Трудовой договор между администрацией и работником.
- Коллективный договор.
- Штатное расписание.
- Приказы заведующего МАДОУ
- Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ.
- Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
- Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.
- Положение об общем собрании.
- Положение о Педагогическом совете.
- Положение о Попечительском совете
- Положение об оплате труда работников
- Программа развития
- Программы(ООД , рабочие, воспитания и др)
Управление в МБДОУ № 112 «Сибирячок» строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
МБДОУ № 112 «Сибирячок» имеет управляемую и управляющую системы.
Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов:
- педагогического
- обслуживающего
- учебно-вспомогательного
- медицинского
- детского, родительского (законных представителей) воспитанников.
Управляющая система МБДОУ № 112 «Сибирячок» представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.
В организованной структуре административного управления МБДОУ № 112 «Сибирячок» входят несколько уровней линейного управления.
Первый уровень обеспечивает заведующий.
Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
На втором уровне управление осуществляют:
- старший воспитатель,
- заместитель заведующего по административно – хозяйственной части;
- медицинская сестра из ГБУЗ «Городская поликлиника № 2»,
которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между данными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры МБДОУ № 112 «Сибирячок».
Третий уровень управления осуществляют:
- воспитатели,
- музыкальный руководитель,
- педагог-психолог,
- учитель-логопед,
- учитель бурятского языка,
- учитель английского языка,
- инструктор пор физической культуре,
- социальный педагог.
На этом уровне объектами управления являются дети и их родители (законные представители).
В организованной структуре общественного управления МБДОУ № 112 «Сибирячок» входят: общее собрание, педагогический совет, попечительский совет.
Совершенствования образовательного процесса в детском саду путем внедрения инновационной технологии проектирования
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию проектирования в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы, обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является: Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии проектирования.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
- Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
- Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта. Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в методических объединениях, семинарах - практикумах, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
- Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Использование инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.
Соотношение педагогов к воспитанникам
Соотношение "Педагогический работник/воспитанник" 32 педагогов/ 442 ребенка. 1/14.на 1 ноября 2022г