Мониторинг качества дошкольного образования

МКДО-2022

Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.

Рособрнадзор разработал систему мониторинга качества  дошкольного  образования (МКДО) Российской Федерации, соответствующую требованиям Закона об образовании и ФГОС ДО и позволяющую учесть особенности реализации дошкольного образования в субъектах РФ.

Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.

ЦЕЛИ МКДО

  • МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
  •  МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.
  • МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.

ЗАДАЧИ МКДО

МКДО призван решить следующие задачи:

  • определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
  • определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;
  • обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование  базы  надежных  данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;
  • обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и  образовательной деятельности, в качестве  основы  для  развития  дошкольного  образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;
  • обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.

ПРИНЦИПЫ МКДО

  1. Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
  2. Ориентация на поддержку разнообразия детства.
  3. Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
  4. Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
  5. Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
  6. Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
  7. Ориентация на непрерывное совершенствование.
  8. Ориентация на открытость и консенсус.

ОБЪЕКТЫ МКДО

  • группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
  • система управления   образованием,   реализуемая   на    уровне  местного самоуправления;
  • система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.

ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА МКДО

  1. Образовательные ориентиры.
  2. Образовательная программа.
  3. Содержание образовательной деятельности.
  4. Образовательный процесс.
  5. Образовательные условия.
  6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
  7. Взаимодействие с родителями.
  8. Здоровье, безопасность и повседневный уход.
  9. Управление и развитие.

При реализации мониторинга в субъектах РФ может быть добавлена «Область качества 10. Реализация регионального компонента дошкольного образования». Показатели и индикаторы данной области качества могут отражать региональные особенности реализации дошкольного образования.

УРОВЕНЬ 1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ГРУПП ДОО

Область качества

Показатели качества

1. Образовательные ориентиры

1.1. Ориентиры образовательной деятельности

1.2. Понимание ребенка

2. Образовательная программа

2.1. Основная образовательная программа ДО (включая часть, формируемую участниками образовательных отношений)

2.2. Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с ОВЗ

2.3. Образовательные программы ДОО

2.4. Адаптированные образовательные программы ДОО

3. Содержание образовательной деятельности

3.1. Социально-коммуникативное развитие

3.1.1. Эмоциональное развитие

3.1.2. Социальное развитие

3.1.3. Развитие коммуникативных способностей и активности

3.1.4. Формирование основ безопасного поведения

3.2. Познавательное развитие

3.2.1. Развитие познавательных интересов, любознательности и активности

3.2.2. Развитие воображения и творческой активности

3.2.3. Формирование математических представлений

3.2.4. Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии

3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история, традиции и праздники

3.3. Речевое развитие

3.3.1. Развитие речевого слуха

3.3.2. Обогащение словарного запаса

3.3.3. Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

3.3.4. Развитие культуры устной речи и речевая активность

3.3.5. Освоение письменной речи

3.3.6. Знакомство с литературой и фольклором

3.3.7. Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде

3.4. Художественно-эстетическое развитие

3.4.1. Эстетическое воспитание

3.4.2. Знакомство с миром искусства

3.4.3. Изобразительное творчество

3.4.4. Музыка и музыкальное творчество

3.4.5. Художественное конструирование и моделирование

3.4.6. Театрально-словесное творчество

3.5. Физическое развитие

3.5.1. Здоровый образ жизни

3.5.2. Развитие представлений о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений

3.5.3. Движение и двигательная активность

3.5.4. Подвижные игры, физкультура и спорт

4. Образовательный процесс

4.1. Поддержка инициативы детей

4.2. Особенности реализации воспитательного процесса

4.3. Игра

4.4. Проектно-тематическая деятельность

4.5. Исследовательская деятельность и экспериментирование

4.6. Строительство и конструирование

4.7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

4.8. Использование информационных технологий

4.9. Структурирование образовательного процесса

4.10. Индивидуализация образовательного процесса

5. Образовательные условия

5.1. Кадровые условия. Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы

5.1.1. Профессиональная квалификация педагогов

5.1.2. Профессиональное развитие педагогов

5.1.3. Совершенствование педагогической работы

5.2. Кадровые условия. Рабочая нагрузка и условия труда

5.2.1. Рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов)

5.2.2. Система оплаты труда педагогов группы

5.3. Материально-техническое обеспечение

5.3.1. Предметно-пространственная среда помещения, доступная воспитанникам группы

5.3.2. Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы

5.4. Информационное обеспечение

5.4.1. Учебно-методическое обеспечение

5.4.2. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями

6. Условия получения дошкольного образова- ния лицами с ограничен- ными возможностями здоровья и инвалидами

6.1. Организация образования детей с ОВЗ в группе

6.2. Инклюзия в группе

6.3. Работа с детьми-инвалидами

7. Взаимодействие с родителями

7.1. Участие родителей в образовательной деятельности

7.2. Удовлетворенность  родителей

7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход

8.1. Здоровье и повседневный уход

8.1.1. Состояние здоровья воспитанников

8.1.2. Санитарно-гигиенические условия

8.1.3. Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков

8.1.4. Усилия по сохранению и укреплению здоровья

8.1.5. Качество питания

8.1.6. Организация процесса питания

8.1.7. Отдых. Релаксация. Сон

8.2. Безопасность

8.2.1. Безопасность группового помещения

8.2.2. Безопасность территории для прогулок на свежем воздухе

8.2.3. Регулярные действия по обеспечению безопасности в группе

9. Управление и развитие

9.1. Планирование и организация работы в группе

9.2. Мониторинг, измерения, анализ в группе

9.3. Совершенствование образовательной деятельности в группе

10. Реализация регионального компонента дошкольного образования

Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования

Устанавливается по усмотрению органа исполнительной власти субьекта РФ

 

УРОВЕНЬ 2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МКДО ДЛЯ ДОО В ЦЕЛОМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)

Область качества

Показатели качества

1. Образовательные ориентиры

1.3. Ориентиры образовательной деятельности ДОО

1.4. Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО

5. Образовательные условия

5.1. Кадровые условия в ДОО

5.1.4. Кадровое обеспечение. Квалификация педагогических работников ДОО

5.1.5. Организация профессионального развития педагогических работников ДОО

5.1.6. Совершенствование педагогической работы. Предоставление обратной связи, консультационное и учебно-методическое сопровождение

5.1.7. Кадровое обеспечение реализации административных, учебно- вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО

5.3. Материально-техническое обеспечение

5.3.3. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств)

5.3.4. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная работникам ДОО

5.4. Информационное обеспечение

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение ДОО

5.4.4. Библиотечно-информационное обеспечение. Управление знаниями в ДОО

5.4.5. Информационные технологии в ДОО

5.5. Финансовые условия

5.5.1. Финансирование реализации образовательных программ ДОО

5.5.2. Финансирование услуг по присмотру и уходу

6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидами

6.4. Доступность услуг для инвалидов

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход

8.1. Здоровье и повседневный уход

8.1.8. Организация медицинского сопровождения в ДОО

8.1.9. Хозяйственно-бытовое обслуживание в ДОО

8.2. Безопасность

8.2.4. Безопасность внутреннего помещения ДОО (внегруппового)

8.2.5. Безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе

8.2.6. Регулярные действия по обеспечению безопасности в ДОО

8.2.7. Контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями

9. Управление и развитие

9.4. Документирование образовательной деятельности ДОО

9.5. Управление организационными процессами ДОО

9.6. Управление качеством дошкольного образования в ДОО

9.7. Управление персоналом ДОО

9.8. Программа развития ДОО

10. Реализация регионального компонента дошкольного образования

Показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования

Структура управления

Управление МБДОУ № 112 «Сибирячок» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В МБДОУ № 112 «Сибирячок» действуют следующие нормативно-правовые документы и локальные акты, с помощью которых регламентируется структура управления коллективом:

  • Устав
  • Лицензия  
  • Договор между МБДОУ № 112 «Сибирячок» и родителями.
  • Трудовой договор между администрацией и работником.
  • Коллективный договор.
  • Штатное расписание.
  • Приказы заведующего МАДОУ
  • Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ.
  • Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
  • Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.
  • Положение об общем собрании.
  • Положение о Педагогическом совете.
  • Положение о Попечительском совете
  • Положение об оплате труда работников
  • Программа развития
  • Программы(ООД , рабочие, воспитания и др)

Управление в МБДОУ № 112 «Сибирячок» строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.

МБДОУ № 112 «Сибирячок» имеет управляемую и управляющую системы.

Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов:

  • педагогического
  • обслуживающего
  • учебно-вспомогательного
  • медицинского
  • детского, родительского (законных представителей) воспитанников.

Управляющая система МБДОУ № 112 «Сибирячок» представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.

В организованной структуре административного управления МБДОУ № 112 «Сибирячок» входят несколько уровней линейного управления.

Первый уровень обеспечивает заведующий.

Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

На втором уровне   управление осуществляют:

  • старший воспитатель,
  • заместитель заведующего по административно – хозяйственной части;
  • медицинская сестра из ГБУЗ «Городская поликлиника № 2»,

которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между данными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры МБДОУ № 112 «Сибирячок».

Третий уровень управления осуществляют:

  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель,
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • учитель бурятского языка,
  • учитель английского языка,
  • инструктор пор физической культуре,
  • социальный педагог.

На этом уровне объектами управления являются дети и их родители (законные представители).

В организованной структуре общественного управления МБДОУ № 112 «Сибирячок» входят: общее собрание, педагогический совет, попечительский совет.

Совершенствования образовательного процесса в детском саду путем внедрения инновационной технологии проектирования

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. 

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию проектирования в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы, обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является: Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии проектирования.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 

  1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: 

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта. Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в методических объединениях, семинарах - практикумах, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду. 
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада. 
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. 
  4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. 
  5.  Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Использование инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.

Соотношение педагогов к воспитанникам

Соотношение "Педагогический работник/воспитанник"  32 педагогов/ 442 ребенка. 1/14.на 1 ноября 2022г

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie